Машины «на газу»: Надолго ли подешевело топливо?
Заправить 40-литровый баллон автогазом в конце января 2019 года стало примерно на 150 гривен дешевле, чем в начале декабря 2018-го. Почему газ для автомобилей подешевел и каких цен водителям ждать к весне?
Эксперты говорят, что цены упали из-за "мертвого" сезона и снижения цен на нефтепродукты. Ведь зимой машин на дорогах меньше, заправляются водители, соответственно, тоже реже, а вот объемы горючки на рынке остались прежними. Плюс нефтепродукты в мире дешевеют последние три месяца, а цена на автогаз не может быть более 50% от цены на бензин, объясняет эксперт энергорынка Леонид Косянчук.
Эксперты не исключают, что сжиженный газ для авто может еще больше подешеветь. Это в случае отсутствия роста курсов валют, цены на нефть и форс-мажорных факторов. По оценкам специалистов, обоснованная реальная цена должна была бы составлять 10,50-11,00 грн/л.
По прогнозам экспертов, в ближайшие недели автогаз продолжит дешеветь для обычного покупателя до уровня 12 гривен за литр. Однако, в марте цены могут вернуться до уровня сентября 2018-го года – до 14 грн/л. На это могут повлиять… выборы. Предполагается, что активная фаза предвыборных гонок будет влиять на стоимость газа для авто даже больше, чем курс валют.
Хотя, не исключается, что подорожание может начаться раньше – примерно с 20-х чисел февраля. На юге Украины оживится спрос на автогаз. Однако все будет зависеть от цен на внешнем рынке: от стоимости нефти и нефтепродуктов на границе страны.
На сегодняшний день рынок на 1/3 состоит из газа украинского производства, и 2/3 из импорта (Россия, Беларусь, Казахстан). Риск торговых войн и ограничений присутствует регулярно. Хотя в случае закрытия любого из направлений рынок все равно будет обеспечен товаром, однако это может сказаться на ценообразовании и времени переключения на альтернативных поставщиков. Периодически Россия вводит ограничения, которые приводят к задержкам поставок топлива не только из самой РФ, но и из Беларуси. Если поставки из РФ прекратятся, то сложится временный дефицит, который приведет к росту цен. В таком случае, трейдеры размышляют над альтернативными вариантами решения проблемы. Аналитики считают, что можно ввозить сжиженный газ железной дорогой из Европы, даже если это скажется небольшим колебанием в цене из-за дополнительной логистики. Однако все же аналитики отмечают определенные проблемы, возможные при данном раскладе. В Украине, на сегодняшний день, остро не хватает хранилищ, морских перевалочных комплексов и парка вагоно-цистерн. Потому в случае прекращения импорта из России и Беларуси, выходом из ситуации станет переход потребителей на бензин, с поставками которого проблемы маловероятны, - прокомментировали в Нефтегазовой ассоциации Украины.