Чтобы зарабатывать, Кривой Рог должен стать индустриальным Диснейлендом
- Лондон влияет на Кривой Рог больше, чем Киев, - говорит Алиса Гнидюк, 29 лет, председатель инициативной группы City Creator. Это общественная инициатива, которая поддерживает культурные проекты в Кривом Роге на Днепропетровщине. Их слоган - "Творить город". Алиса объясняет, почему улицы увешаны логотипами компании "Метинвест" и как эта организация влияет на жизнь города.
- Горно-металлургическая группа компаний "Метинвест" держит свои основные активы в Лондоне. Когда Великобритания выходила из состава Европейского Союза, стало понятно, что это повлияет на Кривой Рог больше, чем на Украину в целом. Последние семь месяцев "Арселор" сильно дымит. У них и так с экологией было не слава Богу, сейчас вообще ужас. 16 июля "Метинвест" устроил концерт ко Дню металлурга, пригласили "Океан Эльзы". Поэтому по всему городу висят их поздравительные плакаты.
Город держится на промышленном производстве, но ресурсы не вечны. Какие могут быть альтернативы?
- Одним из крупнейших проектов является развитие промышленного туризма. Проект стартовал в 2012 году в Институте развития города. Нам повезло, и мы нашли хороших специалистов в Кривом Роге в этой области. Туризм не сможет компенсировать промышленность. Но это один из путей. В Европе есть города с развитым индустриальным туризмом — немецкие Дортмут, Дюссельдорф. Они понимали, что у них заканчивается уголь для добычи. За 20 лет до окончания этого ресурса начали переходить ни другой способ жизнедеятельности. В нашем городе это пока на уровне игрушки. Экскурсии, походы, велопоездки на технические провалы. Нас часто спрашивают, не стыдно ли таким потворством щеголять. Мы принимаем то, что происходит, и понимаем, что с этим надо как-то жить и работать.
Чем гордится ваш город?
- Когда поездишь Украиной, и увидишь, что есть возможности другой жизни, становится странно. Здесь есть люди с хорошим образованием, высоким потенциалом, и материально обеспечены. Они могут себе позволить жить в других городах, а остаются в Кривом Роге. И это не глупость, а взвешенное решение. В Кривом Роге живут 656 тысяч. Но многие друг друга знают. Семь районов, как бусины нанизаны на вытянутый город. Но все рядом. У нас активно поднимается общественный сектор. И не только в тех сферах, где есть гранты. А и где надо бороться, вкладываться и решать непростые вопросы. У нас самый большой карьер, самая глубокая шахта, самые большие цветочные часы в Европе, но самое ценное - это сами криворожане.
Когда культурный фестиваль "З країну в Україну" (проходил в Кривом Роге 23 июля) организовывал выступление, то появились проблемы с местной властью. Из-за чего возник конфликт?
- Организаторы узнали о месте проведения мероприятия за 10 дней до даты фестиваля. Нам отказали в проведении фестиваля в Центрально-городском районе. Там были запланированы ремонтные работы. Мы пытались выбрать другой парк, чтобы людям было легче добираться. Сначала нам предложили место, где не было электричества. В конце выделили под мероприятие парк почти на окраине города.
Насколько город инициативен в плане культуры?
- Культурный менеджмент в Кривом Роге слабо развит. Нет понимания целостности задачи. Надо не просто кусок стены разрисовать петриковской росписью, а сделать воркшоп, спросить у них, чего они хотят, организовать пространство для свободного общения. Этого практически нет. Планируем провести воркшоп по созданию уличной мебели, но сталкиваемся с бюрократической волокитой. Именно поэтому, людей, которые готовы заниматься культурными инициативами у нас можно сосчитать на пальцах двух рук.
Что ждет город в будущем?
- Чтобы зарабатывать, город должен стать индустриальным Диснейлендом. Элементом индустриального туризма работающая промышленность быть не может, потому что это опасно. Количество жителей с годами уменьшится - это судьба любого города, где заканчиваются ресурсы. У туризма нет такого экономического потенциала, как в добыче. Рано или поздно придется смотреть правде в глаза. По приблизительным оценкам это произойдет через 50 лет. Если об этом задуматься сейчас, к тому времени можно перейти на рельсы индустриального туризма. И пока это не происходит. За последние 10 лет у нас увеличилось количество предпринимателей. Несмотря на все кризисы, малый и средний бизнес медленно развивается. Это значит, что у людей появляется чувство собственной ответственности за свою судьбу и судьбу города. Это дает возможность надеяться, что в будущем мы переключимся на креативные индустрии.